Драма русских провинциалов, считающих, что жизнь их не состоялась и растрачена понапрасну. Для дяди Вани это ощущение усугубляется неразделенной любовью к женщине, которую судьба на короткое время забросила в захолустное поместье, где герой и его племянница десятилетиями работают, едва сводя концы с концами…
Пьеса Людмилы Разумовской – абсолютный театральный хит 80-х годов. Она прошла сотни раз на сценах многих театров нашей страны, а Эльдар Рязанов снял по этой пьесе замечательный фильм. Казалось бы, история этого произведения на этом закончилась!Марк Розовский: "Зачем нам сегодня заново представлять эту пьесу современному зрителю? Для чего еще раз ворошить тему молодого «потерянного» поколения? На эти вопросы можно ответить лишь в том случае, если мы зададимся другим вопросом: а что изменилось в психологии и сознании юного поколения?Думается, что жестокость (сегодня мы назвали ее «жестью») не то что осталась прежней, но, мне кажется, даже возросла. В нашу реальную жизнь буквально ворвалось насилие, и кровопролитие уже не удивляет. В нашей сегодняшней версии пьесы «Дорогая Елена Сергеевна» нам хотелось заострить проблемы психологии пустого существования, ибо на насилие способны только те, чьи понятия о добре и зле выкинуты из реальной жизни. Эта история и сегодня потрясает правдой характеров и болью за потерянные, оказавшиеся опустошенными, молодые души".
"И вот Теннесси Уильямс – с его чувственностью и откровенностью, вернее, с чувственной откровенностью. Пьеса «Трамвай «Желание» – психологический шлягер, поставленный в Нью-Йорке в конце 1947 года с Марлоном Брандо (Стэнли) и Джессикой Тэнди (Бланш), затем – в 1951-ом – превращенный в потрясающий фильм, в котором Стэнли играл все тот же Марлон Брандо, а Бланш – Вивьен Ли (режиссер Элиа Казан). Это классика искусства 20-го века. Ей место и сегодня «У Никитских ворот» после множества удачных постановок на русском языке. Да, сыгранная именно по-русски, эта пьеса и прочитана нами по-русски, ибо благодаря своей правде и человечности она, может быть, как никакая другая взывает к состраданию, сопереживанию, сочувствию, без которых настоящего русского искусства нет. В этом смысле Теннесси Уильямс – самый русский драматург среди американцев, и я не первый, кто это отмечает. Его близость к Чехову несомненна, и я не последний, кто на этом настаивает. Мы делали историю про любовь, про невозможность любви и счастья из-за несходства темпераментов и судеб, из-за непреодолимой разницы между плебейством, переходящим в звериное жлобство, и стремлением к изысканной, но вздорной, склонной к бесплодному фантазерству жизни. Между этими двумя способами жить – Стелла, не менее сильная натура, чем главные герои. И Митч – этакий чеховско-американский «недотепа», бессильный или обессилевший от нахлынувшего от него неожиданного греховного чувства. Через пустяки быта, через ссоры и выяснения отношений, через крайности поведения, вплоть до изнасилования продирается главный конфликт пьесы, в которой нет правых и виноватых, а есть неизбывные, страстные эротические влечения и громадная, пронзительная человеческая боль.Наш спектакль потребовал некоторых вынужденных сокращений блистательного авторского текста, но сделано это с единственной целью – вывести на первый план наших Актеров, поскольку «Трамвай «Желание» – исключительно актерская пьеса. На это можно возразить, что любая пьеса – актерская, но зрители, пришедшие на наше представление, уверен, поймут, о чем я говорю. Мы провели подробнейшую проработку характеров, искали глубинные мотивировки и тончайшие переливы настроений и поведений персонажей, пытались открыть тайны их непредсказуемых слов и действий… Сейчас такая скрупулезная работа редка, но нам надо было добиться филигранности и точности в сознательно достоверной игре, убедительной и заразительной одновременно. Наши Актеры, думается, справились со всеми запредельно высокими задачами, которые поставил перед ними великий Автор. Я в меру сил только содействовал этому. «Все время говорят, говорят, говорят, что мои работы – слишком личностные; а я настойчиво парирую это обвинение, утверждая, что любой настоящий труд художника должен быть личностным, прямо или косвенно, должен отражать – и отражает – эмоциональное состояние своего создателя» - писал Теннесси в «Мемуарах» и добавлял, что сам был истеричен «в той же степени, что и Бланш» и так же то, что «она была демоническим созданием, интенсивность ее чувств оказалась слишком высока для нее, чтобы не соскользнуть в безумие». И еще одна важная для нас цитата:«Я понимаю, насколько я, как драматург, старомоден в своем стремлении к классической форме, но меня это нисколько не смущает, поскольку я чувствую, что отсутствие такой формы почти всегда – так же не удовлетворяет публику, как не удовлетворяет меня». Золотые слова великого американца. Мы получили наслаждение от работы над его классической по форме и смыслам пьесе. Надеемся, что зрители тоже получат наслаждение уже от нашего спектакля. «Трамвай «Желание» зовет к себе".М. Розовский
Спектакль «Ленты поэзии», посвященный Сергею Есенину – самостоятельная режиссерско-актерская работа молодых артистов нашего театра:⠀Дарьи ЩербаковойВячеслава ПронинаНикиты Сюсюкина.⠀Им же принадлежат музыка и обработки народных мелодий, которые звучат в спектакле.⠀Слово создателям спектакля:"В нашей работе по стихам Есенина мы не стараемся рассказать судьбу великого поэта и тем более не пытаемся "играть" Сергея Александровича, как персонажа. Это и не нужно! Мы все что-то теряем и находим, влюбляемся и разочаровываемся, протестуем и идем на компромис, сомневаемся и принимаем решения. Поэтому в нашем спектакле мы читаем стихи про себя и, возможно, про вас.Мы предлагаем вашему вниманию наши фантазии по произведениям С. А. Есенина."
«Капитанская дочка» – настоящий русский мюзикл, созданный Марком Розовским и Максимом Дунаевским. Этот спектакль отлично подойдет для семейного просмотра.Марк Розовский о спектакле: «Капитанская дочка» – пушкинский шедевр. Сегодня бы сказали – бестселлер русской литературы. Но он – лишь надводная часть айсберга. Основа спрятана в другом труде Пушкина-историка – в "Истории пугачевского бунта". Зверства Пугачева, поднявшего злобную и дикую чернь на бунт против державного официоза, описанный легким пушкинским пером с отвращением к насилию и научной скрупулезностью. А в "Капитанской дочке" тот же гениальный Автор как бы заново и по-другому осмысливает события – уже через художественную призму, через частную историю всепобеждающей любви двух сердец – юноши и девушки, которые попали в кровавую мясорубку века и сумели сохранить жизнь и достоинство свое. Тема любви сопряжена с темой предательства и взятые Пушкиным в эпиграф слова "Береги честь смолоду" составляют призывный смысл, обращенный ко всем поколениям людей, живших и живущих на русской земле. Отсюда святой патриотический градус, пронизывающий наш музыкально-поэтический спектакль. Соавтором музыкального спектакля стал давний единомышленник М. Розовского, один из главных мелодистов советского и российского кинематографа Максим Дунаевский. Результатом их сотворчества в свое время стал спектакль «Три мушкетера» и созданный на его основе телевизионный художественный фильм «Д’ Артаньян и три мушкетера».
Театр – это игра, а игра – одна из главных форм детского изъявления, где маленькое существо приобретает уникальный жизненный опыт. Причем, сам ребенок этого может даже и не замечать. Но это еще не все. Если говорить языком бюрократии, театр имеет огромное воспитательное значение, причем опосредованное. Дети, как известно, терпеть не могут скучного назидания и занудства. Но если ребенок участвует в театральной игре, которая его захватывает, волей-неволей меняется его внутренний мир через духовный рост. Ребенок постигает жизнь благодаря произведениям искусства в игровой форме, получая колоссальное удовольствие, а иногда и переживания. Важно понять, что интересует современных детей? Ответ на этот вопрос очевиден. Человеку, говорящему на русском языке, нужны произведения великой русской литературы. С детских лет дети постигают уроки нравственности и гуманизма на основе классических произведений. Мне кажется, что чеховская «Каштанка» - точное попадание в цель. Сюжет этого небольшого рассказа, написанного Антоном Павловичем Чеховым в 1887 году не оставляет равнодушным ни одного читателя, поэтому он по сей день актуален и современен, несмотря на некую наивность и детскость, которую нельзя подменять инфантильностью. Инфантильность – это признак детской глупости. Детские глаза должны быть живыми, сопереживающими, а не потребляющими. Мы попытались в музыкально-поэтическом представлении "Каштанки" совместить оригинальный чеховский текст с удивительной музыкой Максима Дунаевского, написанной специально для этого спектакля. В театральной трактовке Каштанка наделена трагикомичной судьбой, в основе которой лежит история бездомной собаки, и ее встреча с таинственным незнакомцем, благодаря которому она оказывается на арене цирка. Однако, несмотря на аплодисменты и успех, Каштанка возвращается домой. Чехов в рассказе «Каштанка» верен себе, он не навязывает свою точку зрения, и не стремится нарочито поучать и обличать. Мы, создатели спектакля, в этом смысле следовали за автором. Дети и взрослые, приходящие в театр «У Никитских ворот» на музыкальный спектакль «Каштанка», учатся чувствовать, сопереживать и любить ближнего, и в этом состоит главное его предназначение.
Марк Розовский:- Эту пьесу я написал во время проклятого ковида, в самый его разгар, когда нельзя было выходить из дома и настроение стало препаршивое. Уходили из жизни близкие друзья, не сделавшие прививки. Они в буквальном смысле оторвались от реальности. Их судьбы натолкнули меня на написание пьесы о поэтах Серебряного века – непредсказуемых и фантастически одаренных (в разной степени) поэтическим талантом, но почти все они погибли в мясорубке истории. Почему? Ответ, надеюсь, вы найдете, став зрителями спектакля «Преображение» на сцене Театра «У Никитских ворот». Оставаясь в пунктирных рамках стилизованной документальности, мы дали волю своей фантазии и сделали попытку чисто театрально выразить свое отношение к уникальным лицам-призракам Серебряного века в жанре трагикомедии, сплетенной с психологизмом.Вот стишок, мною им посвященный: Серебряный век был на вид серебристым.Сверкнул и погас в небесах и со свистом.Исчез, будто не был Серебряный век.А с ним и его золотой человек. Свечою одною не будешь согретым,Замерзнешь во времени, ставший поэтом,А дальше взлетишь, руками раскинувИ выгнув в полете крылатую спину. Ты огненный ангел, ты нас ослепляешьИ в даль улетаешь… И таешь, и таешь…
Валерий Шейман: «Габриэля Запольская написала пьесу «Мораль пани Дульской» в 1906 году, когда в России только отгремели события революции. Это было время бурной общественно-политической жизни: поднявшая голову реакция пыталась задушить всё прогрессивное в стране. Яркая, злободневная пьеса с восторгом была принята общественностью и с успехом прошла на сценах всех европейских столиц. Особенно популярна «Мораль пани Дульской» была в России… Сто лет назад в нашей стране существовал целый социальный слой мещан. Что же такое мещанство, в чем его суть? Она основана на двойной морали: одной правде для себя и другой – для остальных. А сейчас всё, что происходит в обществе, когда мы думаем одно, говорим другое, а совершаем третье, делает пьесу особенно актуальной. Двойная мораль сейчас – норма и в общественной, и в международной жизни. Теперь существуют уже даже не двойные, а тройные моральные стандарты. Мещанство развивается волнообразно, иногда процветая махрово, иногда притупляясь, в зависимости от исторической обстановки. Последние 20 лет наблюдается ренессанс мещанства, которое выходит с межличностного на межгосударственный уровень. Кстати, ученые выяснили, что современный человек, в среднем, лжет до 18 раз в день без веских на то причин! Ложь порабощает общество, не дает ему развиваться в правильном направлении.Мы постарались решить пьесу «Мораль пани Дульской» в жанре мещанской трагикомедии. Мысль о том, что мещанство заложено в каждом из нас, я хочу провести через всех персонажей нашего спектакля. Все они заражены мещанством, даже 12-летние девочки, с молоком матери вобравшие его суть! «Я уже в утробе был маленьким мещанином», – говорит один из главных героев пьесы. Грустный и несколько трагичный фарс... Мещанство – ужасное явление. Доведенное до абсолюта, оно чрезвычайно жестоко, ведет к насилию, фашизму, к насаждению своей, специфической морали. Ясные и много раз провозглашенные истины Экклезиаста, к сожалению, становятся банальными. Но напоминать о простых нормах поведения всегда необходимо, потому что в суете жизни мы иногда щадим себя, иногда себя прощаем. Вот эта мягкотелость и есть мещанство. Жить по простым и ясным правилам – это так несложно, но так тяжело…
В этом сентябре Велофестиваль пройдет в новом формате – вместо велозаезда участников ждет праздник на Северном речном вокзале. 16 сентября с 10:00 до 22:00 для всех пройдет масштабный квест на велосипедную тематику.
Это ваша компания? Получите доступ к редактированию карточки и дополнительным возможностям