Дворец царя Алексея Михайловича — это современная реконструкция выдающегося памятника русской деревянной архитектуры XVII века. Единственное в Москве место, позволяющее представить повседневную жизнь царского двора в загородной летней резиденции.
Коломенский дворец впечатлял современников богатством декора. До наших дней дошли акварели, воспоминания очевидцев, сохранились чертежи и рисунки, в том числе выполненные при разборке дворца, инициированной Екатериной Великой. В 1865-1868 годы по заказу императора Александра II резчик Д.А. Смирнов изготовил деревянную модель в одну сороковую часть от его настоящей величины — в настоящее время ее можно увидеть в постоянной экспозиции «Вехи истории Коломенского». Весь этот массив материалов был использован для восстановления строения.
Во внешнем и внутреннем убранстве дворца нашла свое отражение эстетика второй половины XVII века с ее тяготением к красочности, многоцветности, богатой орнаментике и повышенному эмоциональному содержанию. Элементы экстерьера и интерьера нарядно украшены изысканной резьбой. Печи декорированы изразцами, созданными на базе тех, которые во множестве были найдены в результате археологических раскопок на историческом месте дворца. В воссоздании интерьеров участвовали 226 мастеров 20 специальностей.
Дворец состоит из 26 теремов, соединенных сенями и переходами, в них расположены 270 комнат. Их назначение отражало образ жизни царской семьи и ее социальный статус. По функциям комнат и роскоши их убранства можно заключить, что коломенский дворец был задуман как место приема иностранных гостей, также для отдыха и увеселений царской семьи. Он разделен на две половины — мужскую и женскую: царь с царевичами и царица с царевнами жили в разных частях здания. Даже украшающие интерьер печи отличались по форме в зависимости от назначения помещений: в дворцовых покоях печи были изразцовые полихромные, в хоромах царя и царевича — четырехугольными, в хоромах царицы — круглыми.
Особого внимания заслуживают росписи, украшающие интерьеры. Во дворце XVII века работали лучшие мастера Оружейной палаты под управление иконописца Симона Ушакова, а также иноземцы — в частности, поляки Иван Мировский и Станислав Лопуцкий. Стены комнат были украшены «травным узорочьем» — растительным орнаментом, отсылающим к образу райского сада, а также картинами на сюжеты из библейской и античной истории. Некоторые изображения связаны с научными интересами эпохи, которые разделялись царем. К числу таковых относится «Зодий небесный» — панно с потолка Столовой палаты, изображающее движение планет вокруг Солнца. Живописный декор XVII века воссоздавался под руководством народного художника России Ивана Глазунова. В качестве образцов были задействованы памятники изобразительного искусства XVII века — росписи храмов Ярославля и Ростова Великого, книжные миниатюры и гравюры, в том числе и из европейских изданий.
В украшении некоторых комнат дворца использовались ткани. Разноцветное сукно украшает стены сеней перед Столовой палатой, Мастерскую царицы и ряд других помещений. В Покоях императрицы Елизаветы Петровны посетители могут увидеть «штофные обои» во вкусе XVIII столетия, выполненные из шелка. В Кабинетах Алексея Михайловича, его сына Федора и дочери Софьи представлены узорчатые кожаные обои, тисненные золотом, — они выполнены по образцам из европейских дворцов XVII.
Воссозданные интерьеры дворца наполнены экспонатами, которые дают представление о повседневной жизни царского двора. Среди них присутствуют уникальные предметы XVII века — например, кровать западноевропейской работы в Опочивальне царя. Некоторые предметы обстановки были воспроизведены по образцам XVII–XVIII веков из фондов Московского Кремля, Государственного Эрмитажа и иных музеев, в том числе иностранных. В интерьерах представлены мебель, роскошные предметы быта — восточные ковры и европейские гобелены, реконструкции исторических костюмов, разнообразные светильники и иконы в золоченых киотах.
Рекомендуем обратить внимание на собрание шпалер, выполненных на мануфактуре в Обюссоне (Франция). Французские шпалеры стали популярны при московском дворе в XVII веке. В воссозданном дворце можно увидеть шаплеры, изображающие Александра Македонского (сени перед Столовой палатой), ветхозаветного патриарха Авраама (Учительная палата), римских героинь Валерию и Клелию (сени перед Престольной палатой царицы) и персонажей поэмы Гомера «Одиссея» — самого Одиссея и царя феаков Алкиноя с семейством (мастерская царицы).
Доступный музей: узнайте о возможностях этой экспозиции для гостей с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы ваше знакомство с музеем было максимально комфортным, пожалуйста, предупредите нас о своем визите по тел. +7 499 614-88-80.
Парковая зона: ежедневно 5:30-22:00. Выставки и экспозиции: со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00.
Парковая зона: ежедневно 5:30-22:00. Экспозиции: со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00.
Уважаемые гости! Посещение территории музея-заповедника экскурсионно-туристическими группами возможно только в сопровождении экскурсовода музея или аккредитованного гида. Заказ экскурсий: +7 (499) 614-88-80.
Unfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:
Это ваша компания? Получите доступ к редактированию карточки и дополнительным возможностям