Лица, управляющие авто или электротранспортом, не выезжающие за пределы цеха, стройплощадки, склада.
Водитель, управляющий некоммерческим транспортом предприятия, перевозящий только своих сотрудников.
Главная цель проведения осмотров перед выпуском водителей на рейс — это безопасность дорожного движения для участников, которые в нем задействованы на профессиональной основе. Процедура осмотра необходима для всех его участников. Для работников, проходящих осмотр, это возможность своевременного выявления симптомов, не позволяющих им безопасно управлять транспортным средством, а также возможность своевременной корректировки здоровья и обнаружения профессиональных заболеваний. Для работодателей качественное и регулярное проведение такого рода мероприятий — это не только соблюдение требований действующего законодательства российской Федерации, но и дополнительная забота о здоровье работников, своевременное выявление заболеваний и симптомов, препятствующих безопасному управлению транспортным средством, снижение аварийности и, как следствие, несчастных случаев на производстве.
Третья часть осмотра-это заполнение путевой документации, что включает заполнение путевого листа, в котором в специальной графе ставиться штамп медицинским работником в котором написано: предрейсовый медицинский осмотр прошел, к трудовым обязанностям допущен, ставиться обязательно от руки время прохождения осмотра, дата и время прохождения предрейсового осмотра в соответствии с приказами Минтранса России.
Четвертая часть осмотра-это предоставление документации в Федеральную налоговую службу России, без предоставления журналов с отметками о проведении предрейсовых осмотров невозможно списать топливо и обосновать расходники на автомобили.
— это обязательное мероприятие, которое проводится для установления возможности допуска специалиста к управлению транспортным средством с учетом показателей его здоровья и признаков алкогольного, наркотического или иного опьянения.
Достаточно ли здоров работник (в данном случае — водитель транспортного средства);
Не принимал ли он алкогольные, наркотические или другие запрещенные вещества, которые могут оказать пагубное воздействие на его способность к адекватному управлению транспортным средством и пр.
Осмотр медицинским работником водителя на наличие алкогольного или наркотического опьянения;
Проведение предрейсового технического контроля (ПТО) автомобилей — обязательное требование для организаций, ИП эксплуатирующих ТС.
Кто, где, как, в какой последовательности ежедневно готовит транспортное средство к выезду на линию. Особенности прохождения техконтроля до (после) рейса, смены для индивидуальных предпринимателей и таксистов.
Предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр в 2023 году претерпел ряд изменений, был издан приказ Минздрава РФ 266н от 30 мая 2023 г регламентирующий проведение предрейсовых осмотров водителей. С одной стороны, направленных на упрощение процедуры. Доступности медосмотра там, где это, по ряду причин, было невозможно осуществить, что являлось нарушением законодательства РФ. С другой стороны, повысится контроль за исполнением требований, касающихся заполнения путевых листов с обязательными реквизитами. Программа снижения ДТП со смертельным исходом, показатели которых значительно превышают европейские, предусматривает ужесточение мер ответственности и контроля со стороны органов безопасности на дорогах. Становится выгоднее пройти предрейсовый медосмотр (далее ПМО), чем искать способы его обойти.
Ниже представлены основные законы, регламентирующие порядок проведения ПМО. На них опираются медучреждения, обладающие государственной лицензией, дающей право оказания данного рода услуг:
История законодательства о проведении предрейсового медицинского осмотра в СССР и России
Первые попытки ввести предрейсовые осмотры происходили с 60-х годов 20-го столетия. Отдельные министерства и ведомства внедряли процедуры осмотра работников транспортной сферы. Оценив положительные результаты проведенных мероприятий, в 1972 году приказом Министра здравоохранения СССР от 06 сентября 1972 года N 733 дсп были утверждены «Временные штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов, организуемых при крупных автохозяйствах городов, являющихся республиканскими, краевыми и областными центрами, а также городов, являющихся крупными промышленными центрами, с количеством населения 500 тысяч человек для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта» и «Временная инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспорта». Особенностью первых нормативных актов в этой сфере была их направленность на наиболее крупные автотранспортные хозяйства страны.
Эффективное использование осмотра в целях снижения количества ДТП и повышения безопасности дорожного движения позволило спустя два года регламентировать работу медицинских сотрудников, осуществляющих осмотры водителей, и распространить обязательное условие допуска водителей к рейсу на более мелкие транспортные предприятия (Приказ Минздрава СССР от 09.08.1974 N 733 «Об организации фельдшерских здравпунктов при автотранспортных предприятиях для проведения предрейсовых осмотров водителей автотранспорта»).
В 80-е годы была отмечена экономическая эффективность введенного обязательного медицинского осмотра перед выходом водителей в рейс. С учетом того, что процедура осмотра проводилась штатными медицинскими работниками автопредприятий с минимальным количеством используемых при работе приборов, затратная часть была очень низкой, а экономия от снижения выплат в связи с несчастными случаями на производстве при ДТП и соответственно выплатах третьим лицам достаточно высокой. Кроме того была экономия на выплатах в сфере социального страхования в связи с предупреждением и ранним выявлением профессиональных заболеваний водителей.
Однако постепенно наступающий кризис и перестройка привели к значительному снижению заработной платы для медицинских работников, занятых при проведении осмотра, что повлекло большое количество освободившихся рабочих мест и невозможность проведения осмотра качественно и в срок.
Действующее законодательство страны отреагировало на такой экономический коллапс нормативным документом, вводившим возможность проведения предрейсового осмотра специалистами из числа администрации предприятия или организации при условии их соответствующего обучения. То есть допускалось совмещении должностей в период рабочего дня. Была утверждена специальная программа «Об организации осмотров водителей автохозяйств». Такой подход без сомнения снижал качество проводимых медицинских осмотров непрофессиональными специалистами, но был единственно возможным выходом в сложившейся кризисной ситуации в стране.
Впоследствии деятельность специалистов, проводивших осмотр водителей перед их выходом в рейс, была признана медицинской деятельностью и соответственно подлежала лицензированию, в связи с чем возможность проведения таких процедур сторонними лицами, не имеющими медицинского образования и специальных разрешений, перестала быть возможной. Такой запрет начал действовать с 1999 года. Предрейсовый медицинский осмотр водителей впервые начали поводить в Царской России.
В настоящее время большинство предприятий и организаций транспортной сферы пользуется услугами сторонних специализированных организаций для проведения обязательного предрейсового осмотра, поскольку это позволяет достичь высокого качества за разумную стоимость.
Постепенно внедряется возможность удаленных технологий, толчок для развития которых предоставила пандемия и введенные в связи с ней меры ограничительного характера. Мероприятия, введенные в целях ограничения распространения коронавирусной инфекции с одной стороны резко повысили интерес к транспортным услугам, поскольку доставка и курьерские услуги стали единственно возможным в этот период способом получения многих товаров, а с другой стороны повлекли необходимость соблюдения дистанции при проведении медицинских осмотров резко возросшего числа водителей и невозможность качественного проведения медицинского осмотра ограниченным количеством трудового ресурса у резко возросшего количества водителей одномоментно.
Однако какие бы формы и способы проведения не приобрел предрейсовый осмотр, очевидно, что его значение для повышения безопасности дорожного движения, выявления заболеваний у лиц, управляющих транспортными средствами, и выявления водителей в состоянии опьянения, сложно переоценить.
• Правила проведения предрейсового медосмотра регламентирует Приказ Министерства Здравоохранения РФ №266н (30/05-23). • Обязательность проведения предрейсового мед. осмотра сотрудников установлена Законом №196-ФЗ (статья 23; пункт 3). • В ст. 20; п. 1 данного норматива и №323-ФЗ (21/11-11) приведен перечень лиц, обязанных проходить ПМО. • Правила заполнения журнала предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров регламентированы приказами и письмами Минздрава России. • Правила оформления путевых листов и обязательных его реквизитов приведены в Приказе Минтранса РФ № 390 (28/09-22). Определение термина «водитель» приводится в Законе №152-ФЗ. Это лицо, управляющее ТС. В ст. 20; п. 2 норматива указаны критерии, определяющие цель поездки (личная, коммерческая).
Работающие на основании найма, договоров перевозки (фрахтования) или в коммерческих целях в рамках предпринимательской деятельности, перевозящие работников своей организации или перемещающие грузы. Являющиеся как юридическими лицами, так и ИП (в т. ч., самозанятыми) Это: • Работники, использующие ТС для перевозки пассажиров, грузов (в т. ч., автопогрузчиками), оформленные на автопредприятии в качестве водителей. • ИП и самозанятые, использующие транспорт для осуществления коммерческой деятельности, то есть, не для личных поездок (если автотранспорт — их собственность**). • Лица, управляющие ТС (авто или электро), не выезжающие за пределы территории завода, цеха, слада, стройплощадки и т. п. • Лица, перевозящие сотрудников, осуществляющие поездки в служебных целях.
Организация предрейсового медицинского осмотра, несмотря на спорность некоторых положений, входит в обязанности руководителей транспортных компаний. Работодатель обеспечивает исполнение нормативов труда и отдыха в отношении подчиненных (ст. 212 и 213, ч. 3 ТК РФ).
В первую очередь, послерейсовый осмотр должны проходить водители, перевозящие пассажиров и опасные грузы. ИП, деятельность которых лицензирована, то есть, таксисты, в т. ч., самозанятые. Данное положение закреплено на законодательном уровне. Особый этап проведения предрейсовых осмотров-это организация группы риска водителей по медицинским показаниям. Их список утверждается руководителями организации, закрепляется (согласовывается) в договоре с медицинским учреждением, оказывающим услуги по проведению ПМО. Третья категория сотрудников, в обязанности которых входит послерейсовый медицинский контроль не относится к обязательным, закрепленным Законом РФ. Но для повышения уровня безопасности, дисциплины водителей, дополнительным видом контроля вводится внутренним распоряжением автотранспортной организации, что не противоречит нормативам. Работник может отказаться исполнять данное указание.
Вносимые в правила проведения и прохождения ПМО, касаются внедрения телемедицинских технологий в сферу оказания медицинской помощи дистанционно. Услуги по предрейсовым осмотрам квалифицируются, как медпомощь. Снимаются ограничения на удаленное обслуживание водителей. Вместо обязательного штампа о допуске к управлению ТС из центра предрейсовых медицинских осмотров, можно использовать квалифицированную электронную подпись медика. Более 25% работников, на законных основаниях, пользуются Комплексами для прохождения осмотра на расстоянии. Выполнение требований упрощается, снижается стоимость процедуры, экономится рабочее время. Это самый оптимальный и выгодный вариант организации ПМО как для больших транспортных компаний, так и для ИП (самозанятых).
Удаленности медорганизации от места парковки ТС, административного здания, где оформляется путевой лист;
Задействованного медперсонала для работающих посменно или обязанных проходить послерейсовый осмотр;
Сумма, затрачиваемая на одного сотрудника составляет от 60 до 100 рублей. При удаленной форме медконтроля снижается на 50%. Дистанционный способ регламентирован нормативными актами: Законом РФ о телемедицине № 242 и № 965н (Порядок оказания медпомощи).
Сотрудник получает путевой лист до посещения медкабинета. Сведения о водителе и результаты осмотра заносятся в журналы: предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Разрешается вести их в электронном виде, так как, они должны храниться в бухгалтерии транспортной организации для отчета перед контролирующими органами.
Визуальный осмотр: наблюдение за поведением, состоянием кожных покровов, склер глаз;
Действия медработника при выявлении причин для отстранения водителя от управления ТС записывают в договор и регламентируются они Порядком (Приказ Минздрава №266н). Время, затраченное на посещение врача считается рабочим и должно оплачиваться.
Водителей, входящих в группу риска, определяют по медицинским показаниям (справка от лечащего врача) и рекомендации руководителей транспортной организации. Согласно нормативам, таковые обязаны проходить послерейсовый осмотр.
Имеющие хронические заболевания, которые могут стать причиной отстранения от управления ТС;
Список обновляется раз в год и дополняет договор, заключенный с медучреждением по оказанию услуг ПМО, где указывается, что данная категория лиц нуждается в дополнительном контроле.
Острая боль (головная, зубная); наличие симптомов простудного заболевания (повышенная температура);
Негативное влияние лекарств, принятых накануне, влияющих на быстроту реакции, вызывающих заторможенность, сонливость и т. п.;
Правила прохождения предрейсовых медицинских осмотров до сих пор вызывают много вопросов. Они возникают как у находящихся в командировке, у таксистов, у лиц, работающих на автопогрузчиках, на своем автомобиле и являющихся личными водителями.
Это ваша компания? Получите доступ к редактированию карточки и дополнительным возможностям