13 мая 2025 года Московский метрополитен отметил 90-летний юбилей. С момента запуска первой линии в 1935 году — от станции «Сокольники» до «Парк культуры» с ответвлением до «Смоленской» — система прошла путь от амбициозного советского проекта до крупнейшей подземной транспортной сети Европы и одной из самых красивых в мире.
Первая линия Московского метро была открыта 15 мая 1935 года, всего с 13 станциями и протяжённостью 11,2 километра. Она стала первым метрополитеном в СССР и важным символом модернизации сталинской эпохи. Работы шли круглосуточно, в тяжёлых условиях — с участием тысяч строителей, среди которых были как профессионалы, так и мобилизованные рабочие.
В первые годы метро называли не иначе как «подземный дворец». Его станции украшались мрамором, люстрами, витражами и мозаикой, что сделало метрополитен не просто транспортом, а настоящим произведением искусства.
Карта московского метро 1960х годов
Сейчас Московский метрополитен — это:
более 280 станций (на 2025 год),
более 15 линий, включая кольцевые и радиальные,
протяжённость свыше 480 км,
около 9,5 миллионов пассажиров в день.
Особое внимание в последние годы уделяется строительству новых линий:
Большая кольцевая линия (БКЛ), открытие которой началось поэтапно с 2018 года, а полностью завершилось в 2023 году, стала самой длинной кольцевой линией метро в мире — более 70 километров и 31 станция.
Ведётся активное расширение Московских центральных диаметров (МЦД) — системы наземного метро, интегрированной с подземным транспортом.
Запущена транспортная карта «Тройка», с которой можно оплачивать не только метро, но и автобусы, трамваи, МЦД и даже велопрокат.
Московский метрополитен — не просто транспорт. Он признан одним из красивейших в мире:
Станция «Киевская» славится мозаиками с украинскими мотивами,
«Маяковская» отмечена мировыми архитектурными наградами ещё в 1939 году,
«Комсомольская» — это настоящий зал дворца с массивными люстрами и барельефами.
В 2014 году в рамках проекта «Поэзия в метро» на стенах станций появились цитаты и строки стихов. Также существуют «поющие» вагоны и поезда-музеи.
Метро активно внедряет технологии:
Биометрическая система оплаты Face Pay,
Онлайн-карты движения поездов в реальном времени,
Приложение «Метро Москвы» с возможностью планирования маршрута и информации о загруженности.
К 90-летию в метро организовали:
Выставки архивных фотографий на станциях,
Тематические экскурсии по закрытым участкам метро,
Запуск ретропоезда образца 1935 года,
Выпуск лимитированных карт «Тройка» с юбилейной символикой.
Самая глубокая станция — «Парк Победы», глубина 84 метра.
Первая женщина-машинист в метро появилась только в 2021 году.
Некоторые станции, например, «Сталинская» (ныне Семёновская), были переименованы после десталинизации.
В метро до сих пор можно найти потайные служебные переходы, часть которых использовалась как бомбоубежища.
Московский метрополитен остаётся не только транспортной артерией столицы, но и её культурным символом, сочетающим технологический прогресс с исторической памятью. 90 лет спустя он продолжает развиваться, сохраняя свой уникальный стиль и статус национального достояния.
Искать больше материалов про «метро»
Искать больше материалов про «юбилей»