Российская академия художеств совместно с Липецким областным краеведческим музеем представляют выставку, приуроченную к 70-летнему юбилею Липецкой области. Проект «Угол зрения» раскрывает уникальную перспективу на историю липецкого искусства и демонстрирует особое восприятие мира художника, которое воплощается в его творениях. В экспозиции представлено около 100 живописных полотен и скульптур известных мастеров Липецка из музейных фондов.
Основание Липецкой области в 1954 году и создание регионального отделения Союза художников СССР в 1957 году сыграли ключевую роль в формировании художественной среды города и привлечении молодых талантов. Большой вклад внесли выпускники Елецкого художественного училища, такие как Е.П. Сальников, В.Д. Дворянчиков, В.И. Королев, А.М. Сорочкин, В.Я. Соболев, а также преподаватель В.С. Сорокин. Именно в Липецке раскрылся талант блестящего выпускника Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, ученика И.Э. Грабаря, С.В. Герасимова и А.А. Осмеркина, который впоследствии прославил и себя, и свой край.
В липецком искусстве можно выделить две ключевые тенденции. Одна из них связана с традицией лирического пейзажа, сосредоточенного на философском созерцании и свободном живописном воплощении. Другая – это композиционно выверенные работы с четким рисунком, отражающие дыхание и пластику монументального искусства. В этом направлении ярко выделяются художники Александр Сорочкин и Вилен Дворянчиков, чьи работы отличаются графической четкостью и ограниченной цветовой палитрой. Евгений Сальников, ученик Александра Дейнеки, в своих работах демонстрирует опыт и уникальное художественное видение.
Липецкие художники часто обращаются к темам пространства, которые проявляются либо в колористических поисках абстракции, либо в строгой геометрии форм, выраженных графически. Эти настроения ярко прослеживаются в пейзажах В.Я. Соболева, А.Л. Жданова, В.П. Слушника, Д.А. Дикарева, Е.Н. Иноземцева, А.А. Удодова, В.Е. Вяльцева, С.И. Потапова, А.П. Леликова, В.И. Королева, Л.В. Скаргиной и В.Р. Микитюка.
Портретный жанр в липецком искусстве характеризуется интуитивным подходом к изображению современников, где окружение персонажа становится важным элементом его характеристики. Примеры такого подхода – картина Е.П. Сальникова «В.С. Сорокин в саду» (1987), «Девушка в шубе» Н.И. Климова и женские образы Н.Ф. Углова.
Натюрморт также занимает важное место в липецком искусстве. Например, Виктор Пичугин в своих работах превращает простые предметы в глубокие иносказания, а Александр Сорочкин обращается к суровому стилю, что видно в картине «Мой двор». Сергей Бугровский в натюрморте «Экологический натюрморт с закатом и бутылками» экспериментирует с метафизикой, а в работах В.С. Сорокина натюрморт становится полем для цветовых и пространственных экспериментов, что особенно проявляется в «Зимнем окне».
Столичные зрители смогут увидеть также станковые скульптуры: портреты современников, работы на библейские темы и произведения, представляющие артефакты неизвестных цивилизаций. Особое внимание заслуживает Юрий Гришко – мастер камерной пластики, чья манера отличается глубоким психологизмом и утонченной формой.
Выставка «Угол зрения» позволяет зрителям оценить уникальность и самобытность липецкого искусства, а также проследить его традиции и эволюцию.
Выставка будет проходить с 17 августа по 8 сентября 2024 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств, Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).