Реальность, в которой мы живем, становится все труднее объяснить рационально, но осмыслять её всё равно необходимо. Когда философия бессильна, а социология уклончива, на помощь приходит искусство. Гоша Острецов, размышляя о нашем мире, обращается к языку поп-арта, используя его постмодернистскую иронию и постоянные отсылки к массовой культуре. Критика общества потребления, типичная для поп-арта, снова актуальна сегодня, но с учетом того, что мы живем в эпоху не просто потребления товаров, а перенасыщенности образами, текстами и эмоциями. Сегодня «контент» — одна из ведущих отраслей экономики, и в его производстве всё больше задействованы высокие технологии. Искусственный интеллект бесконечно генерирует потоки квазикреативного продукта, искушая пользователя всё новыми формами потребления.
В будущем мире, изображённом Острецовым, робот с искусственным интеллектом становится идеальным романтическим партнёром для любого пола, подобно тому, как виртуальные помощники уже становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Эстетика винтажного китча с яркими пластиковыми элементами и шаблонными полуобнаженными красотками помогает художнику передать атмосферу всеобщего потребительского праздника, где не важны ни трагедии, ни катастрофы. За этим карнавалом мало кто задумывается о сути происходящего. Роботы работают на непонятных микросхемах, а алгоритмы нейросетей остаются загадкой даже для их создателей.
Одна из ключевых частей проекта — это серия абстрактных работ, посвященная «изнанке» этого праздничного мира. Художник изображает детали «магазина робо-запчастей», символизируя постоянную модернизацию искусственных партнеров в погоне за недостижимым идеалом. В этом контексте старая пословица «о вкусах не спорят» теряет смысл, так как само понятие вкуса исчезает в мире, который бесконечно подстраивается под запросы пользователя. В социальных сетях споры о вкусах вытеснены обсуждениями вопросов этики и морали, в которых искусственный интеллект уже играет роль цензора.
Острецов отмечает, что, не осознавая этого, мы видим мир глазами искусственного интеллекта. Любое изображение на наших экранах уже многократно обработано алгоритмами. Сам художник ИИ не использует, но с интересом наблюдает за страхами и надеждами, которые он вызывает. Пародируя подход ИИ, Острецов доводит его до абсурда, «улучшая» образы по шаблонам нейросетей. В его работах Мадонна из барочной гравюры ласкает младенца-робота, а советские любительские фотографии превращаются в хронику «нудистского марша». Как известно, для ИИ раздеть персонажей на фото — задача тривиальная. Художник срывает виртуальные одежды с реальности и напоминает нам: «Король-то голый!»
Сроки проведения: 03 октября 2024 - 11 ноября 2024