В Мосеве, во дворце царя Алексея Михайловича музея-заповедника «Коломенское» проходит выставка «Поэма про героиню. Анна Ахматова в “Коломенском”».
Анна Ахматова часто гостила в Москве — она любила ее и ласково называла матушкой.
Своего дома Ахматова здесь не имела, зато останавливалась у друзей и знакомых — в гостиницах она никогда не жила. Чаще всего ее принимал писатель Виктор Ардов, живший на Большой Ордынке. С Анной Ахматовой была дружна вся его семья, в этом доме у нее была даже собственная комната, куда она могла приехать в любое время. Будучи в Москве, Ахматова любила выбираться на прогулки за город. Ей очень нравились Коломна, Сергиев Посад, Звенигород, но более всего — Коломенское, которое в 1950-х годах еще не успело войти в состав столицы.
Впервые Анна Андреевна увидела «Коломенское» в 1952-м, когда восстанавливалась после первого инфаркта. Сюда она приезжала на трамвае, подолгу любовалась пейзажами, природой, но особенно церковью Вознесения Господня, которая позднее вошла в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сказать точно, какие именно экспозиции Анна Андреевна видела в «Коломенском», сейчас нельзя, но можно предположить. Коллекция музея начала формироваться еще в 1920-1930-х годах: когда по всей стране закрывались и разорялись храмы и монастыри, в «Коломенском» спасали иконостасы и изразцы — их бережно сохраняли, а потом демонстрировали как образцы древнерусского искусства. Тогда же, в 1930-е, на территории начали проводить археологические раскопки. Найденные предметы также пополняли коллекцию. Кроме того, многое приносили и сами жители. Кронштейны, светцы, слюдяные оконницы, фрагменты белого камня и терракотовые изразцы, которые использовали при строительстве, скульптуры XVII-XVIII веков — это и многое другое можно увидеть на выставке сегодня.
Есть на выставке и предметы, принадлежавшие ей самой. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме предоставил вещи, которые могли сопровождать ее во время прогулок. Среди них трость, на которую она опиралась, платье, летний плащ (пыльник), а также бювар, где она могла хранить свои записи. К сожалению, нет ни одной фотографии, на которой Анна Андреевна была бы запечатлена в «Коломенском», или же такие просто не сохранились. Однако есть снимок, сделанный ее подругой, переводчицей Никой Глен, на прогулке в Голицыне в 1959 году: просто и элегантно одетая Ахматова любуется природой, сидя на скамейке. Можно пофантазировать и предположить, что примерно так же она проводила время в «Коломенском». Кстати, на выставке представлен сборник стихотворений, который Анна Андреевна подписала для подруги: «Нике Глен в знак сердечной приязни Ахматова. 20 декабря 1958. Москва». «Коломенское» тем не менее оставило след в творчестве Анны Ахматовой. На выставке представлена рукопись стихотворения, созданного в 1962 году: Как древние в Коломенском ворота (Они стоят совсем недавно тут, За ними — ничего, а было что-то), Так в никуда слова мои ведут. Но иногда люблю я распахнуть Вот эти створки — и в далекий путь! Видно, что это очень скорый набросок, наспех сделанный карандашом. Ахматова записала эти строки несвойственным ей неровным почерком, вероятно, под впечатлением — это и делает экспонат по-настоящему особенным.