Кто создавал павильоны и фонтаны ВДНХ

11 августа в России традиционно празднуется День строителя, который ежегодно отмечается во второе воскресенье августа. Для ВДНХ это особый день, поскольку за 85 лет здесь трудилось множество талантливых архитекторов, строителей и реставраторов. Фасады и интерьеры павильонов в разное время создавали такие выдающиеся мастера, как Алексей Таций, Владимир Щуко, Николай Иванченко, Евгений Вучетич, Константин Топуридзе, Леонид Павлов, Стефан Полупанов и другие.

ВДНХ, изначально открытая как Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) летом 1939 года, демонстрировала достижения страны в аграрном секторе за первые 20 лет советской власти. Архитектурный проект был разработан в мастерской Вячеслава Олтаржевского. Участок с несколькими прудами на северо-востоке Москвы, ранее принадлежавший графу Александру Шереметеву, стал местом строительства уникального выставочного комплекса с павильонами, аллеями и фонтанами, возведенного за считанные месяцы. Большинство павильонов было выполнено в классическом стиле с элементами ар-деко, и основные элементы довоенной планировки сохранились до наших дней. Первая выставка проработала почти три месяца и привлекла свыше 3,5 миллиона человек. В августе 1940 года выставка снова открылась, а в 1941 году начала свою работу, но ее дальнейшая деятельность была прервана Великой Отечественной войной.

После войны было принято решение о воссоздании ВСХВ, и на территории рядом с Ярославским шоссе началась масштабная реконструкция, которая длилась шесть лет. Новая выставка открылась летом 1954 года, отражая триумф Победы и успехи послевоенного восстановления страны. В этот период появился новый главный вход, спроектированный архитектором Иннокентием Мельчаковым. Пятипролетная арка в стиле сталинского ампира напоминает триумфальные арки XVIII–XIX веков. Арку венчает восьмиметровая бетонная скульптура «Тракторист и колхозница», которая стала одним из символов ВДНХ и украсила логотип выставки.

Послевоенная реконструкция выставки была вдохновлена строительством столичных высоток, что отразилось в архитектурных решениях павильонов, таких как павильон № 1 «Центральный», спроектированный Георгием Щуко и Евгением Столяровым. Высотой 97 метров, он впечатляет величественными формами, а внутри расположен горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», над созданием которого три года трудился коллектив скульпторов под руководством Евгения Вучетича. Этот горельеф, считавшийся утраченным, был обнаружен в 2014 году и отреставрирован по решению Сергея Собянина. В марте 2016 года он вновь предстал перед публикой.

В 1954 году на ВДНХ были созданы три легендарных фонтана: «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Золотой колос», автором которых стал архитектор Константин Топуридзе. Каждый из этих фонтанов был тщательно отреставрирован в 2018–2019 годах, сохранив свой исторический облик. Фонтан «Дружба народов», символизирующий единство многонациональной страны, был выполнен в лучших традициях классического фонтанного искусства, а «Каменный цветок», вдохновленный сказами Павла Бажова, предстал в том виде, в каком его задумал Топуридзе. Фонтан «Золотой колос», расположенный на третьем Каменском пруду, был возрожден после 30-летнего простоя.

Ко второму открытию ВСХВ в 1954 году было построено 29 новых павильонов. Среди них павильон «Лен, конопля и другие лубяные культуры» (ныне павильон № 31 «Геология»), спроектированный Леонидом Павловым. Это здание в стиле неоклассицизма с элементами сталинского ампира, украшенное лепниной, было отреставрировано в 2022 году. Сегодня в нем размещена выставка «12 признаков живого» Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.

Еще одним шедевром архитектуры является павильон № 66 «Советская культура» (ранее — «Узбекская ССР»), созданный архитектором Стефаном Полупановым. Это здание с ажурной ротондой и фонтаном, украшенное народными орнаментами и скульптурами, до сих пор поражает своей красотой.

В 1963 году Советское правительство приняло решение о круглогодичной работе ВДНХ, при этом промышленная тематика начала преобладать над сельскохозяйственной. Многие павильоны были перепрофилированы, и на выставке появились новые здания в современных архитектурных стилях, такие как павильон № 29 «Цветоводство и озеленение» в стиле брутализма и павильон № 7 «Семена» в стиле советского модернизма.

ВДНХ — уникальное общественное пространство с 85-летней историей, объединяющее 49 объектов культурного наследия, включая исторические павильоны и фонтаны. С 2014 года ведется масштабная программа возрождения выставки. По решению москвичей ВДНХ вернула свое историческое название, и специалисты приступили к благоустройству территории, восстановлению павильонов и ландшафтных объектов комплекса.

Смотрите также

2024-08-12
296 просмотров
0 комментариев
Парки

Поделиться

Отзывы к Кто создавал павильоны и фонтаны ВДНХ

Отзывов пока нет. Будьте первым!
Авторизуйтесь чтобы оставить отзыв

Еще новости про «Парки»

Актуальное