Сергей Собянин активно продвигает цифровизацию образования в Москве через развитие «Московской электронной школы» (МЭШ), уделяя особое внимание внедрению сервисов на базе искусственного интеллекта (ИИ).
В 2023 году Собянин анонсировал цель МЭШ — создание персонифицированного подхода к каждому ученику с использованием ИИ. Система анализирует интересы, способности и пробелы в знаниях школьников, предлагая индивидуальные рекомендации и задания. Это направлено на повышение эффективности обучения и раскрытие потенциала каждого ребенка. ИИ адаптирует образовательный контент под уровень подготовки ученика, учитывая, например, словарный запас или типичные ошибки. Осенью 2024 года в МЭШ запущен сервис «Цифровой учитель» по математике, которым воспользовались более 6,6 млн раз. Сервис анализирует ошибки учеников и адаптирует задания, помогая улучшить понимание предмета. В феврале 2025 года добавлены материалы по теме «Вероятность и статистика». В ближайшее время планируется запуск аналогичного ИИ-тренажера по английскому языку. Он будет учитывать словарный запас и уровень владения языком, предлагая персонализированные упражнения. ИИ-сервисы МЭШ помогают школьникам готовиться к ЕГЭ и контрольным работам. Например, тренажеры позволяют многократно выполнять задания, анализировать ошибки и получать рекомендации. Это снижает зависимость от репетиторов, что Собянин обозначил как одну из задач. ИИ интегрирован в электронные журналы и дневники, автоматически фиксируя посещаемость, оценки и комментарии учителей. Это упрощает работу педагогов и повышает прозрачность для родителей. Учителя могут использовать ИИ для планирования уроков, подбора материалов из библиотеки МЭШ (свыше 1,7 млн единиц контента) и создания интерактивных заданий.
МЭШ поддерживается мощной инфраструктурой — 48 тысяч точек Wi-Fi, 21 тысяча интерактивных панелей и более 43 тысяч ноутбуков для учителей. Это обеспечивает доступ к ИИ-сервисам в 1469 школьных зданиях Москвы. Сервисы МЭШ, включая ИИ, внедряются в других регионах России (Татарстан, Московская и Калужская области) как часть федеральной системы «Моя школа». Москва передает технологии и оказывает техническую поддержку. Библиотека МЭШ с ИИ-сервисами открыта для пользователей по всему миру через мобильное приложение, что делает платформу одной из крупнейших в мире (более 6 млн пользователей). Платформой МЭШ пользуются 3 млн москвичей (20% населения города), включая 2,8 млн учеников, родителей и педагогов. Библиотека МЭШ содержит 49 тысяч сценариев уроков, 1,5 тысячи электронных учебников, 124 тысячи интерактивных приложений, 4,7 тысячи видеоуроков и 7 виртуальных лабораторий, многие из которых интегрированы с ИИ. Около 50 тысяч педагогов участвуют в создании и обновлении контента, что делает МЭШ «народным проектом». Собянин подчеркивает, что ИИ в МЭШ обеспечивает высокое качество образования в каждой школе, независимо от района. Это часть стратегии по сохранению лидерства Москвы в мировом образовании. Педагоги, активно использующие МЭШ, получают надбавки (10 тысяч рублей ежемесячно с 2019 года), а гранты поддерживают создание нового контента. В 2025 году Москва выделит 46 млрд рублей на развитие образования, включая ИИ-сервисы, с увеличением подушевого финансирования на 20% для 5–9-х классов и на 5,4% для 10–11-х. Некоторые источники отмечают, что цифровизация, включая ИИ, внедряется без широкого общественного обсуждения. В 2021 году 75% родителей выражали недовольство цифровыми платформами, ссылаясь на технические сбои и перегрузку детей гаджетами.
Точные затраты на МЭШ остаются непубличными, что вызывает вопросы о распределении средств. Есть опасения о влиянии постоянного использования гаджетов на здоровье школьников, хотя исследования по этому вопросу не проводились. В ближайшие годы МЭШ планирует расширить ИИ-сервисы на другие предметы, усилить интеграцию с федеральными платформами и продолжить экспорт технологий в регионы. Собянин видит МЭШ как основу для «Российской электронной школы», что подтверждается подключением новых регионов и поддержкой со стороны правительства РФ.